Госдума России пятого созыва так и не приняла во втором чтении законопроект об обязательном страховании недвижимости от пожаров. Вопрос, инициированный год назад главой МЧС России Сергеем Шойгу, придется решать депутатам теперь уже шестого созыва.

 

Между тем в обществе крайне негативно отреагировали на инициативы МЧС. Даже сами страховщики придерживаются мнения, что властям следовало бы предпринимать шаги по популяризации добровольного страхования, а не навязывать обязательное. Так зло или благо это обязательное страхование недвижимости?

Цена вопроса

Владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев, комментируя ситуацию, заявил «СГ»: «Сегодня основным потенциальным игроком на поле обязательного противопожарного страхования выступает «Росгосстрах». В этой компании посчитали: если оценить стоимость жилой недвижимости в России по цене 35000 рублей за кв. метр, то при среднем тарифе 1% сбор страховой премии может составить около 1 триллиона рублей». Реально ли изъять такую колоссальную сумму у российских граждан? Олег Кокорев считает, что рассуждать об этом бессмысленно, так как идея страховой «обязаловки» – нонсенс. Тем не менее, шансы на прохождение законопроекта во втором чтении велики. Российское правительство, после того как вынуждено было два года назад, в период массовых пожаров, оказывать пострадавшим от огня собственникам финансовую помощь, сетовало на низкий охват недвижимости страхованием. Однако Олег Кокорев считает, что тогда власти своими действиями сделали россиянам чувствительную прививку как раз против использования страхования: «Представьте, что чувствуют люди, которые застраховали свой дом, изо всех сил пытались его защитить при пожаре и получили от того же «Росгосстраха» символические выплаты, неадекватные расходам на восстановление. А рядом незастрахованные соседи получили от правительства по 1 миллиону рублей. Чему может научить людей эта ситуация? Только неуважению к страхованию».

За примером – в столицу

Между тем, например, в Москве, с 1995 года активно привлекают горожан к льготному страхованию жилья. Условия программы таковы: стоимость квадратного метра устанавливается в размере 23000 рублей, стоимость страховки от пожара, взрыва бытового газа и аварии инженерных систем – 1,2 рубля за кв. метр площади. При страховом случае 70% возмещения производит страховая компания и 30% – мэрия Москвы. Каковы же итоги работы программы за 15 лет? Из 3,5 миллиона существующих в Москве квартир 2 миллиона застрахованы. В Самаре льготной программы страхования жилья пока нет. Зато есть много компаний, чтобы подобрать подходящее по цене страхование.

При этом противопожарное страхование исторически является основой для полного пакета страховых рисков: взрыва бытового газа, аварии инженерных систем, залива при стихийных бедствиях и т.д. Страхование только конструктивных элементов квартиры стоит всего от 0,1% от стоимости квартиры в год. Но согласны ли с необходимостью страхования обычные люди?

Мы обратились к жителям дома №128 по улице Ново-Вокзальной, который 6 мая этого года пострадал от серьезного пожара.

Опрос «СГ»

Владимир Котиишев:

– После ЧП в нашем доме я всерьез задумался о страховании. Но до пожара, поскольку зарплата у меня не очень большая, а платежей много, мысль о том, чтобы застраховать жилье, мне в голову даже не приходила. В 1970-е годы, когда агенты буквально ходили по домам и убеждали страховаться от несчастных случаев, большинство принимало такие предложения, поскольку это было ненакладно. Сегодня же страхование – удовольствие не из дешевых, и прежде чем застраховать недвижимость, надо четко просчитать семейный бюджет. Лично я окончательного решения пока не принял.

Татьяна Федорова:

– Я категорически против обязательной формы страхования недвижимости: в Самаре достаточно случаев, когда даже при наступлении страхового случая компании находили повод, чтобы страховку не платить совсем либо выплачивать совершенно незначительную сумму. Для того чтобы добиться «страховой справедливости», людям нередко приходится обращаться в суд. Стране нужен новый закон о страховании, где был бы детально прописан механизм и порядок выплат.

Анна Халеева:

– Все зависит от того, каков будет тариф. Я, допустим, могла бы в год вносить от 1,5 до 3 тысяч рублей за противопожарное страхование, но не выше. Если государство хочет, чтобы люди страховали свое имущество от ЧП, оно не должно делать это в приказном порядке. Люди сами должны принимать решение. На мой взгляд, страховать свою недвижимость, в т.ч. от риска пожара, необходимо, поскольку людям свойственно уезжать в отпуска или в командировки, часто оставляя жилье без присмотра. Но для того чтобы такой механизм работал, государство не должно забывать, что доходы у большинства населения невелики.

Валентина Шипкова:

– Заставлять страховать недвижимость, наверное, надо юридические лица, которые по роду деятельности связаны с коттеджным строительством, с сельским хозяйством, с лесной промышленностью. То есть с тем видом производства, которое изначально находится в зоне риска. Что касается простых людей, не думаю, что они с восторгом воспримут еще один законопроект, который заставит их платить еще за что-то. Жизнь сегодня и без страхования слишком дорогая.

Источник: Самарская газета, 28.12.11

Автор: Введенский А.