финансы5Негосударственные пенсионные фонды стали похожи на финансовые пирамиды, требующие постоянных дополнительных вложений, их работа не должна быть связана с системой обязательного пенсионного страхования. Такое мнение в интервью ТАСС высказал министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
Представители НПФ ранее заявляли, что в случае продления «заморозки» пенсионных накоплений, начатой в 2014 году, доходность от их инвестирования постепенно начнет падать, поскольку количество вновь привлекаемых средств будет сокращаться, а объем обязательств перед гражданами — расти.
«С этими так называемыми экспертами нельзя не согласиться. За более чем десять лет формирования пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды, можно сказать, уподобились финансовым пирамидам, которые готовы работать только при условии постоянных новых вливаний, причем работать с низкой доходностью», — заявил Топилин.
Он считает, что сохранение в составе государственной пенсионной системы накопительной части, формируемой за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, «неоправданно ни по экономическим, ни по бюджетным, ни по социальным причинам».
По мнению главы Минтруда, пенсионные права граждан в накопительной системе ниже, чем в распределительной. Топилин отмечает недостаточную финансовую устойчивость НПФ и растущие риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат, что, по его словам, «может особенно проявиться во второй половине 2020-х годов, когда начнутся выплаты накопительных пенсий в относительно массовом размере».
Как сообщала ранее пресс-служба Центробанка, в первой половине 2017 года на НПФ по итогам переходной кампании 2016 года поступило 2,6 тыс. жалоб — в пять раз больше, чем в общей сложности за три предыдущих года. Россияне в основном жаловались на незаконный перевод накоплений из одного фонда в другой либо удержание средств у текущего страховщика, а также на потерю инвестиционного дохода при переходе.
Граждане не имеют возможности получить актуальную информацию при заключении договора с негосударственными пенсионными фондами. Об этом говорится в сообщении по итогам рассмотрения коллегией Счетной палаты итогов проверки процедур подачи застрахованными лицами заявлений о переходе (досрочном переходе) из НПФ в Пенсионный фонд России, из ПФР в негосударственные фонды и из одного НПФ в другой в электронной форме в совокупности с процедурой заключения договора об обязательном пенсионном страховании за период 2012-2016 годов.
«В сложившихся условиях не обеспечивается доходность выше инфляции, а также сохранность пенсионных накоплений», — заявил Топилин. По его словам, НПФ тратят серьезные суммы на собственное содержание, а также финансирование проектов, связанных с их владельцами.
Таким образом, по словам министра, не достигнута ключевая начальная цель накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования — повышение уровня пенсий, чтобы темпы роста накопительной части были как минимум не ниже уровня индексации страховой пенсии.
«Так называемый мораторий на пенсионные накопления — не что иное, как перераспределение сумм уплаченных за работника страховых взносов в пользу будущего увеличения его государственной пенсии вместо изъятия и перенаправления этих средств в НПФ, которые не только не всегда выгодно вкладывали эти пенсионные деньги, но в некоторых случаях даже теряли их», — заявил Топилин.
Правительство планирует «по умолчанию» использовать мораторий на передачу пенсионных накоплений в НПФ при подготовке бюджета на 2018–2020 годы. Таким образом, под его действие попадает еще один год — 2020-й, пишут «Известия» со ссылкой на источники в федеральных министерствах.
В 2015 году большой резонанс получил отзыв Центробанком лицензии у пяти пенсионных фондов, входивших в группу Анатолия Мотылева. Тогда, по данным Банка России, в ПФР надлежало вернуть порядка 30 млрд рублей — накопления более 860 тыс. клиентов лопнувших НПФ.
Глава Минтруда считает, что попытки НПФ получить госфинансирование «лишь демонстрируют их неэффективную собственную работу».
«Дальнейшее развитие накопительной составляющей пенсионной системы должно строиться в системе негосударственного пенсионного обеспечения исключительно на добровольной основе и без формирования пенсионных накоплений за счет отчислений от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», — полагает Топилин.
По данным Банка России, объем пенсионных накоплений и резервов НПФ по итогам 2016 года увеличился на 19%, до 3,2 трлн рублей. По данным ПФР, пенсионные накопления во Внешэкономбанке формируют 41,5 млн граждан, в негосударственных фондах — 34,5 млн, а в частных управляющих компаниях — 0,4 млн.
Комментарии НАПФ
Глава Минтруда Максим Топилин пытается переложить на негосударственные пенсионные фонды свои провалы в пенсионной политике. Об этом заявили в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, комментируя высказывания Топилина об НПФ в интервью ТАСС.
Как напоминают в НАПФ, 10 августа в интервью агентству министр труда и социальной защиты допустил следующее высказывание: «За более чем десять лет формирования пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды, можно сказать, уподобились финансовым пирамидам, которые готовы работать только при условии постоянных новых вливаний, причем работать с низкой доходностью».
Негосударственные пенсионные фонды стали похожи на финансовые пирамиды, требующие постоянных дополнительных вложений, их работа не должна быть связана с системой обязательного пенсионного страхования. Такое мнение в интервью ТАСС высказал министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
По мнению НАПФ, в интервью ТАСС министром допущено сознательное искажение фактов.
«Обычно чиновники стараются скрыть свою финансовую безграмотность, но глава Минтруда Максим Топилин ее продемонстрировал. Свои провалы в пенсионной политике он переложил на негосударственные пенсионные фонды», — заявили в профильной ассоциации.
По словам ее президента Константина Угрюмова, негосударственные пенсионные фонды участвуют в государственной системе обязательного пенсионного страхования в качестве страховщиков одновременно с Пенсионным фондом РФ и государственной управляющей компанией — Внешэкономбанком. «Поэтому обвинять НПФ в уподоблении финансовым пирамидам равносильно словам, что государство занимается строительством пенсионной пирамиды», — заявил Угрюмов.
В НАПФ напомнили, что входящие в ассоциацию негосударственные пенсионные фонды не первый год осуществляют текущую выплату как накопительных, так и негосударственных пенсий: по обязательному пенсионному страхованию в 2016 году выплаты составили 2,8 млрд рублей, по негосударственному пенсионному обеспечению — 44,6 млрд. Фонды НАПФ регулярно индексируют эти выплаты на величину, превышающую уровень инфляции, и в более значительном масштабе, чем это делает государство в страховой пенсии, указали в НАПФ. Там подчеркнули, что «это происходит, несмотря на так называемую «заморозку» пенсионных накоплений» и что «у фондов НАПФ нет проблем и с будущими массовыми выплатами пенсий».
По словам Угрюмова, странно обвинять в строительстве финансовой пирамиды такие фонды из числа членов НАПФ, как НПФ Сбербанка, «ВТБ Пенсионный фонд», НПФ «Газфонд», НПФ «Газфонд Пенсионные накопления», НПФ «Транснефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и другие. «Наши фонды финансово устойчивы, что следует из официальной отчетности Центрального банка, которая, видимо, не доступна министру труда и социальной защиты», — говорит он.
Отчетность свидетельствует о том, что доходность НПФ — членов НАПФ на протяжении многих лет существенно выше инфляции, несмотря на кризисные явления в экономике, говорится в комментарии. По данным за I квартал 2017 года, фонды НАПФ показали доходность в среднем 10,56%, что существенно выше остального рынка, сообщили в организации.
«Напоминаем, что Центральный банк РФ ранее неоднократно опровергал пропагандистские заявления социального блока правительства», — отмечается в заявлении НАПФ.

Источник: Банки.ру, 10.08.2017