Цена риска
В будущем году вступит в силу закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОПО). В том, какие перемены это несет промышленникам, разбирался корреспондент «РГ».
.Обсуждение законопроекта с разной интенсивностью велось еще с 2005 года. Первый проект был отклонен. Разумеется, главными противниками документа стали промышленники и предприниматели. Однако после трагических событий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» промышленное лобби сдало свое позиции.
Сегодня вопросы страхования ответственности в промышленности регулирует ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Принципиальных новаций несколько. Главное, на что особенно напирают страховщики, – существенное увеличение страхового покрытия – до 6,5 миллиарда рублей. Эта сумма будет выплачена, если в результате аварии на предприятии пострадает более трех тысяч человек. В зависимости от количества потерпевших суммы варьируются: выплаты в размере миллиарда предусмотрены, если пострадает от 1,5 тысячи человек, 500 миллионов рублей – если число потерпевших составит 300 и более человек. Минимальная сумма договора страхования будет предусматривать 10-миллионное покрытие. В среднем новый закон оценивает человеческую жизнь в два миллиона – именно столько получит семья потерпевшего в случае его гибели. Причем неважно, будут ли пострадавшие сотрудниками компании или «третьими лицами». И в этом – тоже одно из новшеств.
– Кто пострадает, если на предприятии взорвется газовый котел? Конечно же, в первую очередь оператор – то есть совсем не третье лицо, на защиту которых был «заточен» предыдущий закон, – рассуждает Павел Кравченко, начальник отдела страхования опасных объектов одной из федеральных страховых компаний.
Кстати, новый закон исключает из «круга пострадавших» от промышленных аварий окружающую среду. Эксперты отмечают, что это – вполне в русле международной законодательной практики. Например, в Европе ответственность за затопленные или выгоревшие в результате промышленной аварии леса страхуется отдельным полисом. Возможно, отмечают они, что исключение этого пункта станет первым шагом к подготовке отдельного документа.
Среди положительных новшеств эксперты отмечают и упрощение процедуры получения возмещения вреда: сейчас закон о промбезопасности гласит, что выплаты производятся только после решения суда о том, что «третье лицо» пострадало именно в результате аварии на данном ОПО. С нового года при наступлении страхового случая потерпевший вправе предъявить требования о возмещении непосредственно страховщику.
Что касается владельцев ОПО, то для них предусмотрены три коэффициента – «бонусы-малусы», которые у всех на слуху благодаря «автогражданке». Два из них – зависимость от максимального вреда и количества потерпевших в результате аварии, а также от отсутствия или наличия на предприятии страховых случаев – начнут работать только через несколько лет. Однако так называемый коэффициент уровня безопасности может применяться при заключении первого же договора, и это позволит снизить стоимость полиса на десять процентов.
Впрочем, этот плюс – лишь ложка меда в бочке дегтя: самой большой проблемой для промышленников станут страховые тарифы. Они в ближайшее время будут утверждены специальным постановлением правительства. Проект этого документа можно найти в Интернете, и эксперты из Национального союза страховщиков ответственности (НССО) утверждают, что цифры вряд ли изменятся. Страховые взносы владельцев ОПО с 1 января вырастут в несколько раз.
Светлана Мельникова, директор одной из экспертных организаций Екатеринбурга, провела несложные расчеты для конкретного предприятия, имеющего шесть опасных производственных объектов. Пять из них, в том числе комплекс административных зданий и несколько промплощадок, находятся практически в центре города, а последний – в пригороде. Сейчас предприятие платит за страховку 8,4 тысячи рублей. В будущем вместо одного полиса придется покупать шесть, которые будут стоить 1,03 миллиона. Самой дешевой окажется страховка административных зданий – 12 тысяч, а вот застраховать один участок гидрометаллургического производства придется уже за 206 тысяч рублей.
Главной проблемой закона, про мнению эксперта Сергея Рыжкова, стало то, что он «дробит» одно предприятие на несколько опасных производственных объектов.
– Раньше на наших заводах было по три-четыре ОПО. Сейчас – по 25–50, – говорит он. – Проблема в том, что имеющийся в Ростехнадзоре реестр опасных объектов бездумно переложили на новый закон. А этот реестр создавался совсем для других целей.
Поэтому одним из способов снижения платы может стать объединение объектов.
– Страхование ответственности – это совсем не то, что имущественное страхование, когда может пострадать сразу все, – возражает Светлана Мельникова. – Если авария и произойдет, она случится только на одном объекте. Почему же мы должны страховать, суммируя все опасные объекты? Союз страховщиков вышел с предложением страховать ответственность по одному, максимально опасному. Есть также идея не уходить от практики предыдущего закона, когда объекты, расположенные в радиусе 500 метров, идентифицировались как один. Если считать по этой формуле, то предприятию, чью страховку мы обсчитали выше, пришлось бы покупать всего два полиса, и их стоимость составила бы 412 тысяч рублей.
Между тем с 1 апреля 2012 года вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за отсутствие страховки в размере от 150 до 500 тысяч рублей.
Мнение
Марина Вшивцева, исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:
– Конечно, такие законы необходимы. Мы прекрасно понимаем, что страхование рисков – передовая практика. С другой стороны, готовы ли наши страховые компании к работе на этом рынке? Ведь достаточной собственной практики просто пока еще ни у кого нет. Наверно, именно поэтому так сильно завышены тарифы. И основная дискуссия должна идти в плоскости определения приемлемой ставки страховых взносов. Они не должны влиять на бизнес депрессивно.
Справка «РГ»
К ОПО относятся производственные объекты, на территории которых:
– получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
– используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
– используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
– получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
– ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Источник: Российская газета (Урал и Западная Сибирь), №5581, 15.09.11
Автор: Миляева Е.
< Предыдущая | Следующая > |
---|