Страховщики нашли опасные нормы в законопроекте по улучшению страхования ответственности директоров
Законопроект о корректировке подходов и требований к заключению договора D&O - страхования ответственности директоров и топ-менеджеров компаний - содержит статьи, опасные для страховщиков, и те, которые работать не будут, сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин, комментируя опубликованный на сайте государственной правовой информации документ.
Проект разработан Минэкономразвития, он содержит поправки в законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они касаются порядка составления и заключения договоров D&O, законопроект предусматривает возможность компаний проводить такое страхование за счет собственных средств.
Соломатин обратил внимание на статьи документа, которые вызывают отторжение у страховщиков. В частности, возможность заключения договоров, где страхование гражданской ответственности директоров и топ-менеджеров компаний «распространяется на страховые случаи, происшедшие до вступления договора страхования в силу». То есть требования о выплатах имеют обратную силу и связаны с событиями, произошедшими до заключения договора страхования.
Кроме того, как указано в предложениях, страховщик «не вправе отказать в осуществлении страховой выплаты, обуславливая такой отказ умышленным характером действий застрахованного лица». То есть страхуется умысел руководителя.
Для смягчения упомянутых новелл разработчики предложили еще одну норму - о праве регрессного требования страховщика ответственности к недобросовестному руководителю в рамках произведенной выплаты. В законопроекте отмечается, что конструкция с расширением периода выплат и выплатами по злоупотреблениям руководителей работает, если это прямо предусмотрено в договоре страхования - D&O.
«Никто из страховщиков таких договоров заключать не станет, эти нормы работать не будут, их принятие только затруднит правоприменительную практику, - заявил Соломатин. - Представьте, что руководитель компании (он может быть и акционером) отстранен от должности, к нему стекаются финансовые претензии, доказаны нарушения им законодательства и причинение ущерба. А страховщик D&O заключил договор страхования ответственности совершенно с другим, позже назначенным директором компании. Новый договор, заключенный с новым руководителем, должен покрывать убытки лица, неизвестного страховщику, возникшие из-за противоправной деятельности предшественника за предыдущие три года? Это абсурд».
Право регресса для страховщика, предусмотренное разработчиками поправок, останется в теории, считает Соломатин. «На практике к моменту возникновения у страховщика оснований для заявления о регрессном требовании виновный в злоупотреблениях и причинении вреда находится далеко за пределами нашей страны», - сказал представитель «Ингосстраха».
Вместе с тем, по мнению Соломатина, полезными для бизнеса и страховщиков в новом законопроекте будут положения о «расширении списка лиц, которые могут страховаться по полису D&O». Сейчас законодательно предусмотрена возможность страховать ответственность членов органов коллегиального управления компании - совета директоров или правления. С принятием поправок к этому списку можно будет добавлять топ-менеджеров и ключевых управленцев, которые не входят в состав коллегиальных органов, например, главного бухгалтера или других. По согласованию со страховщиком возможна будет замена по запросу компании одних менеджеров, ушедших со своих постов в период действия полиса D&O, на других.
Предложенные Минэкономразвития изменения к порядку страхования ответственности директоров еще будут обсуждаться, в том числе с привлечением страхового сообщества, они могут быть скорректированы, полагает заместитель генерального директора «Ингосстраха».
Проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части законодательного закрепления возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет имущественную ответственность членов органов управления, а также иных лиц» был опубликован 20 февраля. Основная цель законопроекта - законодательное закрепление возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет риск гражданской ответственности членов органов управления, а также иных лиц, говорится в пояснительной записке к документу.
Проект разработан во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность», утвержденного распоряжением правительства РФ от 2 июля 2020 года, отмечается в ней.
Интерфакс, 20 февраля 2021 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|