Для перестройки и расширения деятельности предприятиям сейчас даже больше, чем обычно, нужны долгосрочные финансовые ресурсы. Все это прекрасно понимают. Ставки по длинным кредитам, по долгосрочным облигациям, хотела бы подчеркнуть, зависят не столько от текущего значения нашей ключевой ставки, на что обращают внимание, сколько от того, верят ли банки, их вкладчики, инвесторы, верят ли они, что мы в перспективе будем держать инфляцию на цели. Когда мы повышением ключевой ставки остановили рост цен и сбили девальвационные и инфляционные ожидания, стоимость заимствований стала сокращаться. Доходность ОФЗ, государственных облигаций, от которой напрямую зависят кредитные ставки в экономике, она даже весной поднялась меньше, чем наша ключевая ставка, а затем снижалась. Но если бы мы дали инфляции разогнаться, то сейчас и для бюджета, и для компаний заимствования были бы дороже, – говорит Эльвира Набиулина.

Это большой путь, который наша экономика должна пройти, чтобы встать на путь устойчивого роста. Мы весь год работали над тем, чтобы поддержать этот процесс. Низкая инфляция и, как следствие, доступный кредит, работающий фондовый рынок, страхование, длинные деньги, которые граждане инвестируют в облигации и акции наших компаний, — все это факторы поддержки структурной трансформации.

Следующая важнейшая тема — защита прав потребителей.

В целом банки и другие финансовые посредники становятся все более клиентоориентированными. Но не то чтобы они добровольно исправились. Здесь помогли и ужесточение поведенческого надзора, постоянный контроль за банками, за тем, как они выстраивают отношения со своими потребителями, клиентами. Были введены специальные документы, ключевые информационные документы, в которых банк обязан в стандартной понятной для людей форме рассказать обо всех параметрах продукта, обо всех платежах по этому продукту, обо всех рисках. Также введен период охлаждения, чтобы люди могли подумать и отказаться от лишних услуг и невыгодных продуктов. Но мы видим, что новые креативные практики все равно появляются, и надзор нам приходится ужесточать. Эти практики не носят массового характера, это более частные нарушения. Когда, например, формально банк предлагает низкую ставку, а потом с помощью комиссий и страховок вытрясает из человека деньги, в кавычках назовем «сравнительно честным путем».

Мы будем беспощадны к таким практикам, потому что они подрывают доверие к финансовой системе. И спасибо большое Думе, большая помощь в этой работе для нас то, что в прошлом году Банк России был наделен особыми полномочиями требовать от банка обратного выкупа ненужных, навязанных человеку финансовых продуктов, приостанавливать продажи таких продуктов.

Приоритетные законопроекты

Это не все, конечно, законопроекты, инициативы, с которыми мы выходим, но я хотела бы остановиться именно на них, так как они важны для дальнейшего развития финансового рынка.

Первое — это законопроект о новом порядке расчета полной стоимости кредита, когда все накрученные комиссии, все страховки будут включаться в расчет. Сейчас этого до сих пор нет, часть комиссий включается, но нет у человека полного представления о том, сколько он платит за тот или иной кредит. И это очень важно для борьбы с навязыванием, с неявным завышением ставок. Мы видим, сколько рекламы про низкие ставки, а реально эти ставки высокие. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Понятно, что много дискуссий, банкам он не нравится, но, на наш взгляд, потребителям он абсолютно нужен. Большая просьба ускорить его принятие.

Второй законопроект связан с борьбой с мошенничеством. Мы считаем, что банк обязан компенсировать человеку потери, если банк совершил перевод на счет, про который известно из информационного обмена с Центральным банком — а мы ведем специальную базу таких подозрительных счетов, — что этот счет принадлежит мошенникам. Если банк перевел туда деньги, то он обязан выплатить (компенсацию. — Ред.) человеку по этому переводу.

Это действительно важный закон, и для нас вообще деятельность по защите прав потребителей на финансовом рынке не на втором плане, она на таком же первом плане, как и защита устойчивости финансовых институтов, потому что это жизнь наших граждан. Конечно, технологии развиваются, но вместе с технологиями мы видим, как развиваются мошеннические операции. И наша задача, мы ее видим как собственную задачу, и здесь просим помощи у вас — должен быть перелом, чтобы люди чувствовали себя спокойно, когда обращаются к финансовым институтам, получают финансовые сервисы.



Википедия страхования